Правая рука ниже локтевого
сгиба должна быть положена на край обечайки (место соединения
обечайки с верхней декой), чуть левее самой широкой части
корпуса гитары. Другим ориентиром может быть нижний порожек,
который находится приблизительно на одной линии с местоположением
руки. Когда играющий держит гитару, положив левую ногу
на правую, правая рука должна располагаться правее вышеназванных
ориентиров.
Кисть правой руки немного опущена в сторону струн и
отклонена вправо настолько, чтобы ногтевая сторона пальцев
при извлечении звуков была расположена почти параллельно
к линии натяжения струн, так как удары пальцев направляются
почти перпендикулярно струнам. Это дает наиболее мощное
звучание.
Всем пальцам, кроме большого, придается округлая форма.
Указательный палец располагается на 3 струне, около
края розетки со стороны нижнего порожка.
Большой палец чаще всего используется для извлечения
звуков на 6, 5 и 4 струнах. В момент игры он находится
впереди указательного пальца, то есть ближе к грифу
гитары. При извлечении звуков большой палец должен быть
прямым или несколько изогнутым в направлении от указательного
пальца. Последнее лучше, но у некоторых людей большой
палец не поддается сгибанию в этом направлении. Изгиб
в противоположную сторону категорически запрещается.
Кисть и пальцы обычно принимают правильное положение,
если, положив руку на обечайку, как было указано, и,
расслабив мышцы этой руки так, чтобы кисть повисла,
поставить кончики пальцев на струны.
Для проверки, достаточно ли большой палец отдален (в
сторону грифа) от указательного, нужно поставить (кончиками)
безымянный палец на 1 струну, средний — на 2 струну,
указательный — на 3 струну и большой — тоже на 3 струну.
При этом суставная часть большого пальца не должна коснуться
указательного пальца.
Внимательно всматривайтесь в рисунки: они помогут вам
уяснить степень и направление изгиба руки и пальцев,
определить месторасположение пальцев на струнах, положение
гитары и т. д.
Чаще всего в нотах для шестиструнной гитары пальцы
правой руки обозначаются строчными (маленькими) латинскими
буквами, являющимися первыми буквами испанских названий
пальцев.
Большой палец — р
Указательный — i
Средний — m
Безымянный — а
Мизинец правой руки используется для извлечения звука
крайне редко и поэтому обозначения не имеет.
Существует два способа извлечения звука.
1. Ногтевой способ.
При ногтевом способе удар (щипок) по струнам производится
кончиком подушечки (мякоти) пальца — и струна мгновенно
соскальзывает на ноготь. Ногти пальцев правой руки должны
выступать за уровень подушечек (мякоти) на 1,5—2 мм
и иметь округлую форму. Края ногтей надо хорошо отшлифовать,
чтобы на них не было зазубрин.
Ногтевой способ применяют большинство современных гитаристов-профессионалов.
2. Безногтевой способ.
В этом случае удар (щипок) по струне производится только
подушечкой (мякотью), и ногти должны быть коротко острижены.
Остригая ногти, особенно на левой руке, надо следить
за тем, чтобы не оставалось острых углов, которые во
время игры, врезаясь в тело, будут причинять боль.
При безногтезом способе игры гитара звучит значительно
тише по сравнению с ногтевым способом извлечения звуков.
И, естественно, не будет некоторых красок звучания,
присущих исполнению первым способом.
В практике игры встречаются самые разнообразные случаи
использования пальцев правой руки. Например, указательный
палец может извлекать звуки на 4 струне, два и даже
три пальца могут поочередно извлекать звуки на одной
струне и т. д. Для начала будем считать, что большой
палец предназначен только для 6, 5 и 4 струн, указательный
палец — только для 3 струны, средний палец— для 2 струны,
безымянный палец — для 1 струны.
Разместив пальцы согласно этой схеме (с соблюдением
указаний о положении руки), начнем тренировать правую
руку. Действует только большой палец, а остальные три
пальца находятся на струнах. Удары по струне большой
палец производит слева направо и чуть вниз (в направлении
деки). После удара кончик пальца должен оказаться на
соседней струне.
Такое направление удара дает мощный звук, а перемещение
большого пальца на соседнюю струну исключает качание
кисти руки. Надо добиться, чтобы при извлечении звуков
любыми пальцами кисть руки оставалась как бы неподвижной.
Поставив большой палец на 6 струну, заставьте его соскользнуть
на соседнюю 5 струну. В результате этого 6 струна зазвучит.
продолжение
урока и упражнения >>