Играть на гитаре надо
сидя, ибо такое положение наиболее удобно для выработки
и закрепления правильной постановки рук. От правильной
постановки рук будет в дальнейшем во многом зависеть техническое
мастерство владения гитарой.
Корпус гитары в месте выемки кладется на левую ногу.
Положение корпуса гитары должно быть таким, чтобы пуговка,
вделанная в обечайку, оказалась около колена правой
ноги, а гриф - ближе к туловищу играющего. Головка грифа
находится приблизительно на уровне плеча исполнителя;
нижняя дека в левой части корпуса слегка прислонена
к груди и располагается почти вертикально к полу.
Чтобы избежать сползания корпуса гитары в направлении
колена, левая нога, как правило, ставится на маленькую
скамеечку (обычно складную). Высота скамеечки в зависимости
от роста играющего колеблется от 10 до 15 см. При отсутствии
скамеечки (возвышения) ступня ноги ставится на пол,
или можно положить левую ногу на правую.
При всех вариантах посадки ранее изложенные указания
о положении гитары должны быть сохранены. Сидеть надо
почти не наклоняясь вперед. Необходимо следить, чтобы
руки и корпус исполнителя не испытывали ни малейшего
перенапряжения.
В эстрадных оркестрах гитарист играет обычно сидя,
а в эстрадных ансамблях, например в квартетах, принято,
чтобы гитарист играл стоя. Но для начинающих обучение
игре стоя совершенно недопустимо.
При игре стоя гитара держится на шнурке (прочном, но
не толстом), один конец которого крепится к пуговке
гитары, а второй закрепляется на головке грифа. Или
в гитару вделываются два крепежных приспособления —
одно вместо пуговки, другое в обечайку около грифа,
— к которым пристегивается ремешок, имеющий на концах,
например, карабинчики. Шнурок (ремешок) должен проходить
из-под правого плеча по левому плечу исполнителя.
Обычно звуки на гитаре извлекаются пальцами правой руки,
а в эстрадных оркестрах или ансамблях — при помощи медиатора.
Сначала надо научиться извлекать звуки пальцами. Если
начинать обучение с звукоизвлечения медиатором, то может
выработаться неправильная для извлечения звуков пальцами
постановка правой руки, а исправление этого дефекта
будет очень затруднительно.
Когда после проигрывания различных упражнений обе руки
окрепнут и появится свобода движения пальцев, а левая
рука будет достаточно натренирована для исполнения аккордов,
— те, кто тяготеет к игре на гитаре медиатором, могут
приступить к освоению звукоизвлечения при помощи медиатора.
Практические занятия на гитаре надо начинать с правой
руки, ибо, когда начнет действовать левая рука, весь
зрительный контроль играющего сосредоточится на ней.