Прижатие струны к
грифу музыкального инструмента укорачивает ее длину и
вызывает повышение звука, извлекаемого на струне.
Строй струнного музыкального инструмента — это высотное
положение звуков, извлекаемых без прижатия струн к грифу
инструмента.
В нотной записи обозначение струны осуществляется цифрами.
0 —означает, что данный звук извлекается на открытой
(не прижатой) струне.
E — первая струпа (самая тонкая)
B — вторая струна
G — третья струна
D — четвертая струна
A — пятая струна
E — шестая струна
E||------------0-||
B||----------0---||
G||--------0-----||
D||------0-------||
A||----0---------||
E||--0-----------||
Строй шестиструнной гитары следующий:
Настройка первой струны производится по контрольному
звуку — звуку камертона — или по звуку уже настроенного
музыкального инструмента.
Начинаем настраивать инструмент. При настройке гитару
надо держать так же, как и при игре на ней. Кроме того,
необходимо следить за тем, чтобы оборвавшаяся струна
не могла задеть окружающих.
Если мы возьмем в качестве контрольного звука ноту
ля первой октавы, то первая струна, прижатая на пятом
ладу, при ударе по ней пальцем правой руки должна издавать
звук, точно соответствующий контрольному звуку, — звучать
в унисон с ним.
Если звучание струны не совпадает с контрольным звуком,
надо вращением колка либо ослабить (понизить звучание),
либо увеличить натяжение (повысить звучание) струны
и этим добиться нужного звучания.
Не все начинающие обучение умеют определять на слух,
звучит струна выше или ниже контрольного звука. Чтобы
избежать ошибки и не оборвать струну, лучше явно понизить
ее звучание и после этого начинать ее подтягивать, вслушиваясь,
не наступило ли совпадение звучания с контрольным звуком.
Когда нет возможности получить (услышать) контрольный
звук, мы условно считаем первую струну настроенной,
предварительно проверив, не чрезмерно ли она натянута
или ослаблена. Это определяется на ощупь. При чрезмерном
ослаблении струна, колеблясь, будет задевать за лады
и от этого дребезжать. При чрезмерном натяжении первой
струны остальные струны во время настройки могут оборваться
и, кроме того, их будет трудно прижимать к ладам грифа.
По первой струне надо настраивать
вторую струну, которая, будучи прижатой
на пятом ладу, должна звучать одинаково с первой открытой
(не прижатой) струной.
Третью струну, прижатую на четвертом
ладу, надо настроить по второй открытой струне.
Четвертая струна, прижатая на пятом
ладу, настраивается по третьей открытой струне.
Пятая струна, прижатая на пятом ладу,
настраивается по четвертой открытой струне.
Шестая струна, прижатая на пятом ладу,
настраивается по пятой открытой струне.
Этот порядок настройки является общепринятым; как легко
заметить, контрольный звук оказывается каждый раз на
другой струне — на предыдущей.
Если вы не очень точно настроили вторую струну, что
часто наблюдается у не имеющих опыта настройки, а потом
по ней также не очень точно настроили третью струну
и т. д., то в результате все остальные струны окажутся
недопустимо плохо настроенными.
Можно рекомендовать следующий способ контрольной проверки
и подстройки: надо третью струну прижать на девятом
ладу и послушать, точно ли совпадает ее звучание с первой
настроенной открытой струной; если совпадения не будет,
значит, недостаточно точно настроена вторая либо третья
струна.
Четвертая струна, прижатая на втором ладу, должна звучать
на октаву ниже первой открытой струны. Нарушение октавного
подобия звуков очень заметно на слух, поэтому, если
четвертая струна плохо настроена, это будет сразу услышано.
Пятая открытая струна должна звучать октавой ниже третьей
струны, прижатой на втором ладу.
Шестая открытая струна должна звучать октавой ниже
четвертой струны, прижатой на втором ладу.
Надо тщательно настраивать гитару перед началом занятий
и проверять точность ее настройки перед исполнением
очередного произведения. Игра на плохо настроенном музыкальном
инструменте всегда вызывает разочарование у слушателей,
а для обучающихся еще и вредна, так как будет притуплять
их слуховое развитие.